Дизельные автомобили привлекают водителей высоким крутящим моментом и экономичностью топлива. Однако из-за особенностей конструкции такие машины подвержены ряду специфических неисправностей в ходовой части. Разберём главные моменты, на которые стоит обратить внимание владельцам дизельных авто.
Влияние крутящего момента дизеля на шаровые опоры, сайлентблоки, амортизаторы
-
Сильные тяговые нагрузки.
Дизельный двигатель выдаёт максимальный крутящий момент в среднем диапазоне оборотов (обычно 1800–2500 об/мин). При резком нажатии на педаль газа детали подвески (рычаги, сайлентблоки, шаровые опоры) получают внушительную «ударную» нагрузку. Со временем это приводит к ускоренному износу резинометаллических узлов. -
Перенос вибраций на подвеску.
Из-за особенностей сгорания дизельного топлива колебания в цилиндрах сильнее, чем у бензиновых моторов. Дополнительные вибрации увеличивают нагрузку на амортизаторы, вызывая преждевременный выход из строя их уплотнений и штоков. -
Частый износ сайлентблоков и шаровых.
Постоянное «раскачивание» при загрузке и разгрузке двигателя (особенно в условиях буксировки или перевозки тяжёлых грузов) негативно сказывается на сайлентблоках. Шаровые опоры подвержены повышенной нагрузке при резком разгоне или на поворотах, когда вес тяжёлого дизеля смещается на одну сторону.
Проблемы, связанные с дополнительными вибрациями и «дизельным рокотом»
-
Увеличенная нагрузка на опоры двигателя и трансмиссии.
Дизельное «бурчание» на низких оборотах может вызывать микроподпрыгивания силового агрегата, если подушки (опоры) двигателя изношены или изготовлены из некачественного материала. Результат — тряска, которая передаётся на кузов и детали подвески. -
Повышенный риск повреждений на некачественной дороге.
На ухабах и «лежачих полицейских» вибрации могут складываться с толчками от дорожных неровностей. Амортизаторы, и без того работающие в тяжёлом режиме, изнашиваются быстрее, а сайлентблоки и рычаги получают дополнительную порцию нагрузок. -
Дополнительный шум и звуки.
«Дизельный рокот» порой маскирует начальные стадии неисправностей ходовой. Например, стук из-за разбитой шаровой или слабых креплений может затеряться среди более громких вибраций мотора, из-за чего автовладельцы поздно обнаруживают поломку.
Специальные признаки, которые встречаются чаще именно у дизелей
-
Увеличенный износ опор двигателя.
Частые старты «с низов» и большие вибрации при прогреве двигателя приводят к растрескиванию или расслаиванию резиновых элементов подушек. Если при каждом включении передачи ощущается сильный рывок или громкий стук, проверьте опоры в первую очередь. -
Неравномерная нагрузка на переднюю или заднюю подвеску.
Дизельные моторы часто тяжелее аналогичных бензиновых, что смещает центр тяжести автомобиля вперёд. В результате передние амортизаторы, пружины и сайлентблоки изнашиваются быстрее. На заднеприводных моделях может усиленно нагружаться задняя ось при резком разгоне. -
Усиленное проявление «рыскания» и раскачки.
Если подвеска уже начала изнашиваться, при ускорении может появиться заметное «рыскание» (увод автомобиля в сторону) и раскачка кузова на неровностях. Дизельные вибрации при этом только усиливают неприятные ощущения.
Рекомендации по обслуживанию
-
Регулярная диагностика ходовой.
Из-за специфики дизельных вибраций важно чаще проверять шаровые, сайлентблоки, рулевые тяги и амортизаторы — желательно не реже, чем каждые 10–15 тыс. км, а также перед сезоном интенсивных поездок. -
Качественные запчасти и правильная установка.
При выборе деталей отдавайте предпочтение усиленным сайлентблокам и амортизаторам, предназначенным именно для дизельных авто. Установка должна производиться с соблюдением рекомендованного момента затяжки креплений. -
Контроль опор двигателя.
При первых признаках вибраций, стуков или рывков на низких оборотах проверьте подушки силового агрегата и коробки передач — они могут быть первопричиной проблем в подвеске. -
Выбор подходящего стиля вождения.
Резкие старты и агрессивное маневрирование — враг ходовой части. Плавная работа педалью газа и своевременное переключение передач помогут снизить пиковые нагрузки.
Вывод: Высокий крутящий момент и «дизельный рокот» делают дизельные авто более подверженными специфическим проблемам ходовой части. Внимательное отношение к вибрациям, своевременная диагностика и использование качественных деталей — ключ к тому, чтобы подвеска дизельного автомобиля работала надёжно, а поездки были комфортными и безопасными.